воскресенье, 17 марта 2013 г.

Romanzo di una strage - Роман о бойне, "свинцовые годы" Италии

Вряд ли найдется такая же животрепещущая тема для части итальянских режиссеров, как то что происходило в Италии с конца 60-х и до самой середины 90-х годов. Совсем не "dolce vita". Смертельный клубок из сменяющихся кризисов, в насквозь очень политизированной стране, приправленный извечной проблемой - мафией. Ломка сознаний, традиционного уклада, перестройка экономики с сельскохозяйственного уклада на промышленные рельсы, массовая внутренняя миграция и все это на фоне продолжающейся "холодной войны", в которой Италия стала благодаря сильным позициям коммунистов настоящим "полем боя". Об этом и повествует "Romanzo di una strage" - фильм который напомнил итальянцам, о том, что правда о многих трагических событиях прошлого - не частая гостья современной действительности.
Имя режиссера фильма говорит само за себя - Марко Туллио Джордана, автор знаменитых "Лучших из молодых" (La meglio gioventù), собравший более двух десятков различных наград и призов. Режиссер, чья специализация - социально-политическая история Италии, неизменный гость Каннскогого и Венецианского кинофестивалей. Конечно? история взрыва в "Национальном сельскохозяйственном банке" Милана на Пьяцца Фонтана не могла не привлечь мастера данной тематики. Дело даже не в самой трагедии, унесшей жизни около двух десятков людей и искалечившей жизнь еще восьмидесяти восьми и вызвавшей широкий резонанс в уже бурлящем итальянском обществе. Теракты уже прокатились по стране, но до этого таких массовых жертв и разрушений они не вызвали. Скорее - психологическое давление. Взрыв на Пьяцца Фонтана - всего в 200 метров от площади Дуомо, в банке полным людей поразил именно своей силой и жестокостью. Эта бойня стала своего рода катализатором событий потрясших Италию в следующие 25-30 лет. Похищение и убийство Альдо Моро, Взрыв вокзала в Болонье в 1980-ом - все это та война, которые вели различные силы, заложниками этой войны становились простые граждане. Даже борьба с мафией, столь же жестокая и кровавая, порой отходила на второй план. Что бы понять подробнее весь антураж фильма можно почитать об истоках и истории описываемых событий, например здесь. Фильм Джордана может показаться кому-то излишне документальным повествованием, но для меня эта историческая достоверность и детальность не затмевает драму главных героев - ставших заложниками в чужой игре: лидера в анархистов Джузеппе Пинелли, ставшим одним из главных подозреваемых по делу и погибшем во время допроса при невыясненных обстоятельствах и комиссара полиции Луиджи Калабрези который вел расследование. Калабрези стал "козлом отпущения" для правых, левых и остального общества, на него свалили гибель Пинелли, именно он шаг за шагом приоткрывал ложную завесу, покрывающую истинных вдохновителе и исполнителей теракта. О том, что Италия стояла на на пороге путча и могла последовать по "греческому" пути можно подробнее почитать здесь. Взрыв на Пьяцца Фонтана вызвал к жизни еще одно трагически известное явление - итальянские "Красные бригады". Террор стал обоюдным, вполне обычным явлением для общества, с которым Италия справилась только в середине девяностых. Хотя многие трагические события так и остались не расследованными, а виновные не найдены и не понесли заслуженного наказания. Для итальянского правосудия дело "Бойни на Пьяцца Фонтана" закрыто, подозреваемые оправданы, а на родственников жертв были возложены судебные расходы. Не случайно, на годовщине трагедии в 2009 году, правительственные чиновники произносившие речь были освистаны толпой итальянцев. "Неужели вы думаете что "uomini dello stato" могут осознанно допустить гибель обычных граждан"? - риторический вопрос фильма и для современной России.
Как и в "Лучших из молодых" Марко Туллио Джордана собрал хороший актерский состав для такого острого фильма: Пьерфранческо Фавино, в роли Пинелли, получивший Донателло за свою роль в фильме, органично вписался в своеобразный дуэт с Валерио Мастандреа в роли комиссара Калабрези. Лауру Кьятти правда сложно было узнать с первого взгляда в роле жены комиссара. В фильме снялся также такой знакомый актер Джордана как Луиджи Ло Кашьо в роли судьи Паулилло. Он кстати, совсем недавно привез в петербургский Дом Кино свою ленту с венецианского фестиваля "La citta ideale", где он выступил не только как актер, но и режиссер. Мне даже удалось перед фильмом немного пообщаться с ним и про его работу с Джордана в "Романе о бойне". Великолепный актер, приятный человек. Не оставляю надежды в живую увидеть в Петербурге и других современных итальянских актеров.
Фильм вызвал огромный интерес в Италии и очень хорошие отзывы критиков и прессы. . Острая тематика картины в эпоху кризиса близка политизированной Италии. Ведь на многие вопросы, возникающие в фильме ответы до сих пор не озвучены. 10 наград и призов и 22 номинации - стабильно высокий показатель для режиссера Марко Туллио Джордана.
Переводить этот фильм было очень сложно, в распоряжении не было никаких субтитров. Очень много политической и юридической терминологии. Конечно было необходимо изучить весь background и другие материалы относительно тех событий чтобы понимать диалоги персонажей. Существенная часть которых - на диалекте Венето, который непривычен для уха привыкшему к римскому произношению. Очень жаль если в России этот фильм как и "Промышленник" не появиться даже в узком прокате в тематических залах, на подобии "Дома кино" или "Родины". 

Профиль фильма на mymovies.it Профиль фильма на Imdb
Piazza Fontana: The Italian Conspiracy (2012) on IMDb

Смотреть "Romanzo di una strage" раздача фильма в DVDrip качестве на rutracker.org
Смотреть онлан (vk):

0 коммент.:

Отправить комментарий